19 июня / 2015
•
Раяки! Вперёд! "Rayaks! En avant!" Боевой клич эскадрильи "Нормандия-Неман"
Раяки! Вперёд!
"Rayaks! En avant!”
Боевой клич эскадрильи "Нормандия-Неман"
"Не знаю, чем все это кончится, но никто никогда не сможет нас упрекнуть, что мы спешили встать на сторону победителей".
Марсель Лефевр – Герой Советского Союза,
командир эскадрильи "Шербур" полка "Нормандия-Неман".
В начале Второй мировой войны Ливан был подмандатной французской территорией. После 22 июня 1940 г., когда Франция капитулировала и заключила позорное соглашение с Германией, Ливан оказался частью марионеточного государства, управляемого режимом Виши. Впоследствии Гитлер планировал заняться разработкой сырьевых ресурсов Сирии и Ливана, а также использовать эти территории как плацдарм для захвата богатой нефтью Месопотамии и выхода к Индии.
Глава правительства "Свободной Франции" генерал де Голль приступил к плану отрыва от Виши французских колоний и создания на их базе своих вооружённых сил. Одновременно де Голлю удалось заинтересовать своими планами захвата Сирии Великобританию. В июне-июле 1941 г. развернулись боевые действия Сирийско-Ливанской операции (кодовое название — "Экспортёр"). С мая 1941 г. велись бомбардировки военных объектов в Сирии, ожесточённые воздушные бои с авиацией Виши. Боевые действия на суше при поддержке с моря начались 8 июня 1941 г. После тяжёлых боёв (битвы на реке Литани, при Джеззине, при Марджаюне, при Даммуре, битва за Бейрут) было подписано соглашение о перемирии, по условиям которого войска союзников занимали Сирию и Ливан.
На нескольких кладбищах в Ливане захоронены бойцы стран-союзников, погибшие во время боевых действий и после ранений в госпиталях. Это воинские кладбища в Бейруте и Сайде, флотское кладбище "Виктория" в Триполи.
Триумфальный вход 7-го Австралийского дивизиона в Бейрут 15 и 16 июля 1941 г. ознаменовал победу над пособниками нацистов в Ливане. Порт Бейрута стал базой союзников для средиземноморских военно-морских операций. Авиабаза Раяк в долине Бекаа стала центром военно-воздушного флота "Свободной Франции" и местом рождения легендарной эскадрильи "Нормандия-Неман" – символа советско-французского боевого братства.
В военно-воздушные силы "Свободной Франции" (с 13 июля 1942 г. – "Сражающейся Франции") – FAFL -вступали лётчики, бежавшие из оккупированной Франции или находившиеся в заморских колониях, пилоты-французы со всего мира, которые не смирились с поражением своей страны и были готовы воевать против нацистской Германии. Надо отметить, что авиаторы были одними из первых, кто откликнулся на призыв де Голля к Сопротивлению. Уже в июне-июле 1940 г. в Англию, где находилась штаб-квартира движения, прибыли около 500 лётчиков, техников и обслуживающего персонала авиации.
25 ноября 1941 г. в частной беседе с Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР при Союзных Правительствах в Лондоне Александром Богомоловым генерал де Голль сказал, что, поскольку в Советском Союзе сейчас решается судьба мира, он хотел бы, чтобы французы сражались в рядах Красной Армии против Германии. Богомолов проинформировал Москву, и 7 декабря телеграммой от Молотова было выражено согласие принять представителей "Свободной Франции". Переговоры были долгими. Первоначальное намерение "послать в распоряжение командования Красной Армии одну из дивизий, которые он имеет в своем распоряжении в Сирии" не было выполнено. Более перспективной оказалась идея о посылке в СССР лётчиков-добровольцев в составе французской авиагруппы, которые при согласии советских властей могли бы воевать на советской военной технике. 25 февраля 1942 г. был составлен первоначальный список из 30 лётчиков. 27 марта французское предложение об отправке летчиков в Россию принято. Генерал де Голль пишет: "...Мы готовы послать в Россию значительное число хороших летчиков-истребителей". Местом сбора французких лётчиков, решившихся отправиться в СССР была выбрана авиабаза Раяк в долине Бекаа в Ливане – самый большой и известный аэродром во французской Сирии, построенный ещё в 1914 г. Он пострадал во время бомбардировок июня-июля 1941 г., но обладал всей необходимой инфраструктурой и был пригоден для тренировочных полётов.
11 июня 1942 г. на авиабазе Раяк начали собираться пилоты группы № 3 ВВС "Свободной Франции", получившей наименование "Нормандия" (первыми двумя группами были "Эльзас" и "Бретонь"). Вначале прибыли французские пилоты, воевавшие в Ливии и на о.Крит. Следующая группа французских добровольцев добиралась в Ливан из Англии. Их путь занял 46 дней: вначале плыли морем, на пакетботе, везущем военные грузы в Африку; через 19 дней прибыли в Нигерию, затем самолётом со множеством пересадок добровольцы добрались до Каира; из Каира – поездом до Хайфы, откуда на грузовиках 1 октября 1942 г. прибыли в Раяк, где их уже почти 4 месяца ждали остальные лётчики и группа авиационных механиков.
1 сентября 1942 г. окончательный список пилотов и механиков группы № 3, еще до прибытия "англичан", был представлен де Голлю, находившемуся на Ближнем Востоке, который и подписал окончательный приказ о создании самостоятельной истребительной авиагруппы № 3.
Эмблемой эскадрильи стал исторический герб провинции Нормандия: два леопарда на красном поле. 60 значков с эмблемой "Нормандии" были отчеканены в кустарной мастерской на рынке в Дамаске и вручены 24 октября 1942 г. на торжественной церемонии, посвящённой созданию авиачасти.
В ожидании отправки группа приступила к тренировкам на двух оставшихся на ходу еще с довоенных времён французских истребителях Dewoitine D.520. У большинства пилотов была слабая подготовка, поэтому командиры делали всё возможное, чтобы пилоты смогли налетать максимально возможное количество часов, ведь им предстояло представлять Францию: миссия "Нормандии" имела важное символическое значение для страны.
Французские пилоты-добровольцы тренировались в Раяке, а официальное соглашение ещё не было подписано. Капитан Мирлес с французской стороны, полковник Левандович и генерал Фалалеев с советской избежали бюрократической волокиты. 14 ноября пилоты "Нормандии" на трех транспортных самолетах армии США вылетели из Раяка в Багдад, продолжили путь поездом до Персидского залива, откуда автотранспортом прибыли в Тегеран 20 ноября. 19 ноября, когда пилоты «Нормандии» уже ждали отправки в Тегеране, в Москве были согласованы последние Детали их участия в войне на советском фронте. 25 ноября группа получила выездные визы из Ирана, а 26-го - въездные визы в СССР.
Директивой Главного штаба ВВС от 25 ноября 1942 г., официально была оформлена организация отдельной французской авиаэскадрильи “Нормандия” под флагом "Сражающейся Франции" с правом ношения темно-синей формы французских ВВС, с правом ношения всех французских орденов и знаков отличия французской армии. Официальным языком эскадрильи был признан французский. Эскадрилья имела собственное французское знамя. Командовал эскадрильей французский офицер - майор Жан Тюлян.
28 ноября 1942 г. первая, самая легендарная группа пилотов из легендарной авиагруппы № 3 "Нормандия" на трех советских пассажирских самолетах вылетела из Тегерана в Баку и затем в Иваново - место базирования. Эскадрилья была укомплектована новейшими советскими истребителями Як-1, позднее Як-9 и Як-3. Радиопозывной сигнал эскадрильи, не без юмора выбранный французскими летчиками, был "Раяк". И себя они называли "раяками".
Историк полка "Нормандия-Неман" С.В.Дыбов напишет об этих людях: "Маленькая пылинка отважных в бурном море войны и политики, которой Франция отказывала в существовании. Ими двигало одно — защитить поруганную Родину. Сражаться с врагом в настоящем бою, а не в редких военных миссиях в Англии или Египте. У этих людей был выбор — остаться во Франции, спокойно пережить оккупацию, остаться в Англии или на Ближнем Востоке, где боев было мало и они не были так жестоки, но они выбрали борьбу. Борьбу вместе с Красной Армией".
При написании статьи были использованы материалы из книги С.В.Дыбова "Нормандия-Неман". Подлинная история легендарного авиаполка /Сергей Дыбов. – Москва: Яуза Эксмо, 2011.
Автор: Татьяна Бахер (Кувашева)
"Rayaks! En avant!”
Боевой клич эскадрильи "Нормандия-Неман"
"Не знаю, чем все это кончится, но никто никогда не сможет нас упрекнуть, что мы спешили встать на сторону победителей".
Марсель Лефевр – Герой Советского Союза,
командир эскадрильи "Шербур" полка "Нормандия-Неман".
В начале Второй мировой войны Ливан был подмандатной французской территорией. После 22 июня 1940 г., когда Франция капитулировала и заключила позорное соглашение с Германией, Ливан оказался частью марионеточного государства, управляемого режимом Виши. Впоследствии Гитлер планировал заняться разработкой сырьевых ресурсов Сирии и Ливана, а также использовать эти территории как плацдарм для захвата богатой нефтью Месопотамии и выхода к Индии.
Глава правительства "Свободной Франции" генерал де Голль приступил к плану отрыва от Виши французских колоний и создания на их базе своих вооружённых сил. Одновременно де Голлю удалось заинтересовать своими планами захвата Сирии Великобританию. В июне-июле 1941 г. развернулись боевые действия Сирийско-Ливанской операции (кодовое название — "Экспортёр"). С мая 1941 г. велись бомбардировки военных объектов в Сирии, ожесточённые воздушные бои с авиацией Виши. Боевые действия на суше при поддержке с моря начались 8 июня 1941 г. После тяжёлых боёв (битвы на реке Литани, при Джеззине, при Марджаюне, при Даммуре, битва за Бейрут) было подписано соглашение о перемирии, по условиям которого войска союзников занимали Сирию и Ливан.
На нескольких кладбищах в Ливане захоронены бойцы стран-союзников, погибшие во время боевых действий и после ранений в госпиталях. Это воинские кладбища в Бейруте и Сайде, флотское кладбище "Виктория" в Триполи.
Триумфальный вход 7-го Австралийского дивизиона в Бейрут 15 и 16 июля 1941 г. ознаменовал победу над пособниками нацистов в Ливане. Порт Бейрута стал базой союзников для средиземноморских военно-морских операций. Авиабаза Раяк в долине Бекаа стала центром военно-воздушного флота "Свободной Франции" и местом рождения легендарной эскадрильи "Нормандия-Неман" – символа советско-французского боевого братства.
В военно-воздушные силы "Свободной Франции" (с 13 июля 1942 г. – "Сражающейся Франции") – FAFL -вступали лётчики, бежавшие из оккупированной Франции или находившиеся в заморских колониях, пилоты-французы со всего мира, которые не смирились с поражением своей страны и были готовы воевать против нацистской Германии. Надо отметить, что авиаторы были одними из первых, кто откликнулся на призыв де Голля к Сопротивлению. Уже в июне-июле 1940 г. в Англию, где находилась штаб-квартира движения, прибыли около 500 лётчиков, техников и обслуживающего персонала авиации.
25 ноября 1941 г. в частной беседе с Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР при Союзных Правительствах в Лондоне Александром Богомоловым генерал де Голль сказал, что, поскольку в Советском Союзе сейчас решается судьба мира, он хотел бы, чтобы французы сражались в рядах Красной Армии против Германии. Богомолов проинформировал Москву, и 7 декабря телеграммой от Молотова было выражено согласие принять представителей "Свободной Франции". Переговоры были долгими. Первоначальное намерение "послать в распоряжение командования Красной Армии одну из дивизий, которые он имеет в своем распоряжении в Сирии" не было выполнено. Более перспективной оказалась идея о посылке в СССР лётчиков-добровольцев в составе французской авиагруппы, которые при согласии советских властей могли бы воевать на советской военной технике. 25 февраля 1942 г. был составлен первоначальный список из 30 лётчиков. 27 марта французское предложение об отправке летчиков в Россию принято. Генерал де Голль пишет: "...Мы готовы послать в Россию значительное число хороших летчиков-истребителей". Местом сбора французких лётчиков, решившихся отправиться в СССР была выбрана авиабаза Раяк в долине Бекаа в Ливане – самый большой и известный аэродром во французской Сирии, построенный ещё в 1914 г. Он пострадал во время бомбардировок июня-июля 1941 г., но обладал всей необходимой инфраструктурой и был пригоден для тренировочных полётов.
11 июня 1942 г. на авиабазе Раяк начали собираться пилоты группы № 3 ВВС "Свободной Франции", получившей наименование "Нормандия" (первыми двумя группами были "Эльзас" и "Бретонь"). Вначале прибыли французские пилоты, воевавшие в Ливии и на о.Крит. Следующая группа французских добровольцев добиралась в Ливан из Англии. Их путь занял 46 дней: вначале плыли морем, на пакетботе, везущем военные грузы в Африку; через 19 дней прибыли в Нигерию, затем самолётом со множеством пересадок добровольцы добрались до Каира; из Каира – поездом до Хайфы, откуда на грузовиках 1 октября 1942 г. прибыли в Раяк, где их уже почти 4 месяца ждали остальные лётчики и группа авиационных механиков.
1 сентября 1942 г. окончательный список пилотов и механиков группы № 3, еще до прибытия "англичан", был представлен де Голлю, находившемуся на Ближнем Востоке, который и подписал окончательный приказ о создании самостоятельной истребительной авиагруппы № 3.
Эмблемой эскадрильи стал исторический герб провинции Нормандия: два леопарда на красном поле. 60 значков с эмблемой "Нормандии" были отчеканены в кустарной мастерской на рынке в Дамаске и вручены 24 октября 1942 г. на торжественной церемонии, посвящённой созданию авиачасти.
В ожидании отправки группа приступила к тренировкам на двух оставшихся на ходу еще с довоенных времён французских истребителях Dewoitine D.520. У большинства пилотов была слабая подготовка, поэтому командиры делали всё возможное, чтобы пилоты смогли налетать максимально возможное количество часов, ведь им предстояло представлять Францию: миссия "Нормандии" имела важное символическое значение для страны.
Французские пилоты-добровольцы тренировались в Раяке, а официальное соглашение ещё не было подписано. Капитан Мирлес с французской стороны, полковник Левандович и генерал Фалалеев с советской избежали бюрократической волокиты. 14 ноября пилоты "Нормандии" на трех транспортных самолетах армии США вылетели из Раяка в Багдад, продолжили путь поездом до Персидского залива, откуда автотранспортом прибыли в Тегеран 20 ноября. 19 ноября, когда пилоты «Нормандии» уже ждали отправки в Тегеране, в Москве были согласованы последние Детали их участия в войне на советском фронте. 25 ноября группа получила выездные визы из Ирана, а 26-го - въездные визы в СССР.
Директивой Главного штаба ВВС от 25 ноября 1942 г., официально была оформлена организация отдельной французской авиаэскадрильи “Нормандия” под флагом "Сражающейся Франции" с правом ношения темно-синей формы французских ВВС, с правом ношения всех французских орденов и знаков отличия французской армии. Официальным языком эскадрильи был признан французский. Эскадрилья имела собственное французское знамя. Командовал эскадрильей французский офицер - майор Жан Тюлян.
28 ноября 1942 г. первая, самая легендарная группа пилотов из легендарной авиагруппы № 3 "Нормандия" на трех советских пассажирских самолетах вылетела из Тегерана в Баку и затем в Иваново - место базирования. Эскадрилья была укомплектована новейшими советскими истребителями Як-1, позднее Як-9 и Як-3. Радиопозывной сигнал эскадрильи, не без юмора выбранный французскими летчиками, был "Раяк". И себя они называли "раяками".
Историк полка "Нормандия-Неман" С.В.Дыбов напишет об этих людях: "Маленькая пылинка отважных в бурном море войны и политики, которой Франция отказывала в существовании. Ими двигало одно — защитить поруганную Родину. Сражаться с врагом в настоящем бою, а не в редких военных миссиях в Англии или Египте. У этих людей был выбор — остаться во Франции, спокойно пережить оккупацию, остаться в Англии или на Ближнем Востоке, где боев было мало и они не были так жестоки, но они выбрали борьбу. Борьбу вместе с Красной Армией".
При написании статьи были использованы материалы из книги С.В.Дыбова "Нормандия-Неман". Подлинная история легендарного авиаполка /Сергей Дыбов. – Москва: Яуза Эксмо, 2011.
Автор: Татьяна Бахер (Кувашева)