Посольство Российской Федерации в Ливанской Республике
Телефон: (+961-1)30-00-41/42
/
ru en

О Ливане

Ливан – арабское государство в Восточном Средиземноморье.

Территория – 10 452 кв. км. Протяженность границы с Израилем – 79 км («линия прекращения огня»), с Сирией – 375 км.

Население – ок. 4 млн. человек (до 95% – арабы, ок. 4% – армяне и курды, 1% – представители других национальностей). По данным Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР, UNRWA), на ливанской территории проживает более 422 тыс. палестинцев, 220 тыс. из них – в 12 официально зарегистрированных лагерях беженцев (наиболее крупные – Айн аль-Хильва , Рашидия и Бурж аль-Баражна ).

Официальный язык – арабский, также широко используются французский и английский. Численность русскоязычной общины (прежде всего выпускники ВУЗов СССР, России и стран СНГ, их жены и дети), по оценкам ливанских источников, составляет до 30 тысяч человек.

В Ливане насчитывается 18 основных религиозных общин: христианские – маронитская (более 50% всех христиан), православная, греко-католическая (униаты), армяно-григорианская, коптская и др.; мусульманские – шииты, сунниты, секты алавитов, друзов, исмаилитов и др. Мусульмане, по оценкам, составляют более 65% населения. Численность суннитов и шиитов примерно равна, при этом, по оценочным данным, численность шиитской общины увеличивается опережающими темпами.

Основные города: Бейрут (столица, население – ок. 2 млн. чел.), Триполи, Сайда, Захле, Тир, Набатия.

Особенностью Ливана является крупная зарубежная диаспора, многократно превышающая население самой страны. Несколько волн эмиграции из Ливана привели к тому, что внутри государства проживает лишь около 4 млн. человек, а численность ливанской общины за рубежом составляет, по некоторым данным, более 12 млн. человек. Наиболее многочисленные ливанские диаспоры находятся в Бразилии, США, Аргентине, Канаде, Мексике, Австралии, Франции, Бельгии, а также в Саудовской Аравии и других странах Персидского залива.

Национальный праздник – День независимости – 22 ноября.

Государственный строй и политическая структура. Согласно Конституции 1926 г. с последующими поправками Ливан является «парламентской демократической республикой».

В соответствии с Национальным пактом 1943 г. высшие государственные посты распределяются по конфессиональному признаку: главой государства (президентом) является маронит, председателем парламента – шиит, премьер-министром – суннит, вице-премьером – православный христианин.

Демографические изменения в пользу мусульман, рост противоречий между различными конфессиями, обострение фактора палестинского присутствия и вмешательство внешних сил, прежде всего Израиля и Сирии, привели к затяжной гражданской войне (1975-1990 гг.), в результате которой, по данным ООН, погибло свыше 140 тыс. человек, около 300 тыс. ранено, 17 тыс. пропали без вести.

В 1989 г. на встрече в г.Таиф (Саудовская Аравия) депутатами ливанского парламента была принята «Хартия национального согласия», ставшая прологом к окончанию гражданской войны и заложившая основы послевоенного мира. В соответствии с этим документом, впоследствии ставшим интегрированной частью Конституции страны, в качестве основной национальной задачи провозглашалась ликвидация политического конфессионализма. Полномочия президента были значительно урезаны. Представительство мусульман и христиан в парламенте уравнивалось. Формально принцип конфессионализма был упразднен во всех звеньях государственного аппарата, в армии и спецслужбах, однако на практике им продолжают руководствоваться, особенно что касается распределения ключевых должностей в высших органах государственной власти.

Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством. В мае 2008 г. под патронажем ЛАГ и эмира Катара в Дохе состоялись переговоры лидеров ливанских политических сил, в результате которых было подписано соглашение, предусматривающее, в частности, избрание командующего армией М.Слеймана президентом Ливана, формирование правительства национального единства и принятие нового закона о выборах. 25 мая 2008 г. парламент подавляющим большинством голосов (118 из 127) избрал 12-м президентом Ливанской Республики М.Слеймана.

В конце 2010 года работа правительства С.Харири была практически полностью парализована – камнем преткновения стали разногласия вокруг деятельности Специального трибунала по Ливану (СТЛ). Представители «Альянса 8 марта» требовали поставить на рассмотрение кабинета вопрос о «лжесвидетелях» по делу об убийстве бывшего премьер-министра Ливана Р.Харири, тогда как С.Харири отказывался выносить этот вопрос на голосование и многократно переносил заседание Совета министров. Последний раз правительство С.Харири собралось 10 ноября 2010 г.

12 января 2011 г. 10 министров от «Альянса» объявили о своем выходе из состава кабинета, ввиду нежелания премьера рассматривать дело «лжесвидетелей». Вслед за этим, о своем уходе объявил госминистр из президентской квоты А.ас-Сейид Хусейн, что в соответствии с конституцией привело к отставке правительства. Последовавшее за этим политическое противостояние двух лагерей привело к изменению баланса сил. По итогам консультаций с парламентариями 25 января 2011 г. президент М.Слейман назначил депутата из Триполи, бывшего премьер-министра страны Н.Микати главой кабинета министров и поручил ему сформировать правительство. Формально Н.Микати осуществил самовыдвижение, но при этом был незамедлительно поддержан «Альянсом 8 марта». В Ливане было сформировано правительство во главе с Н.Микати, в состав которого входило 30 министров. Все члены кабинета принадлежали к политическим партиям и движениям, образующим «Альянс 8 марта». Политические силы, входящие в состав «Коалиции 14 марта» во главе с С.Харири находились в оппозиции.

После очередного правительственного кризиса 25 марта 2013 г. президент М.Слейман принял отставку кабинета Н.Микати. 6 апреля председателем нового правительства был назначен Тамам Салям, представляющий «Коалицию 14 марта». Продолжающиеся в течение нескольких месяцев консультации до настоящего времени не увенчались формированием нового кабинета министров, а правительство Н.Микати продолжает исполнять свои функции на временной основе.

Законодательную власть осуществляет Палата депутатов (однопалатный парламент), которая избирает главу государства. Парламент формируется путем всеобщих выборов на четырехлетний срок и состоит из 128 депутатов. Нынешний его состав сформирован по итогам прошедших 7 июня 2009 г. парламентских выборов. Председатель Палаты депутатов – Набих Берри, руководитель шиитского движения «Амаль», переизбранный на этот пост в июне 2009 г. в пятый раз. Юридической базой их проведения является новый закон о выборах, принятый парламентом 30 сентября 2008 г. в соответствии с Дохийским соглашением. Данный документ основан на аналогичном нормативном акте 1960 г., в который был внесен ряд незначительных изменений. Он предусматривает формирование избирательных округов на основе малых административно-территориальных единиц (каз), а также разделение Бейрута на три избирательных округа. В отличие от предыдущих четырехэтапных выборов, в 2009 г. голосование прошло в один день по всем избирательным округам. Состоявшиеся 7 июня 2009 г. парламентские выборы не привели к подавляющей победе ни одного из соперничающих лагерей: 71 мандат получила прозападная антисирийская «Коалиции 14 марта», 57 – «Альянс 8 марта». Однако в январе 2011 г. расклад сил в законодательном органе страны сместился в сторону «Альянса» после того, как друзский лидер В.Джумблат объявил о создании «Фронта национальной борьбы» и перешел с несколькими своими сторонниками в стан «Альянса 8 марта», к которому уже присоединился и бывший союзник С.Харири – Н.Микати вместе со своим «Триполийским блоком». Парламентские консультации по выдвижению нового главы правительства зафиксировали изменившийся баланс: 68 депутатов оказались в лагере «Альянса 8 марта», а 60 депутатов «Коалиции 14 марта» сформировали новую оппозицию.

Политические партии. Отличительной чертой ливанского общества является наличие значительного количества партий, организаций и движений, которые, за исключением компартии и Сирийской социально-национальной партии, строятся главным образом по религиозно-общинному признаку. Среди шиитов действуют Хизбалла и «Амаль». В друзской общине выделяется Прогрессивно-социалистическая партия (ПСП) В.Джумблата. Значительная часть суннитов группируется вокруг возглавляемого сыном бывшего премьер-министра Р.Харири, С.Харири, блока «Мустакбаль». Кроме того, в суннитской среде действует ряд небольших по численности политических организаций, в том числе и радикального экстремистского толка.

В христианском лагере ведущими являются «Ливанские силы» С.Джааджи, «Катаиб» («Ливанские фаланги») А.Жмайеля и Свободно-патриотическое движение (СПД) М.Ауна. Основу их членской базы составляют марониты и католики. Православные, за исключением «Движения православной молодежи Ливана», которое является общественной организацией, не имеют своих крупных конфессиональных образований. Сферы влияния в этой общине поделены между традиционными семейными кланами.

Армянская община представлена партиями «Дашнакцутюн», «Гнчак» и «Рамкавар».

Подавляющее большинство ливанский политический партий и союзов объединены в два противостоящих лагеря: «Коалиция 14 марта» (прозападный блок, возглавляемый лидером движения «Мустакбаль» С.Харири, в который входят христианские «Катаиб» А.Жмайеля и «Ливанские силы» С.Джааджи). Ему противостоит новое большинство – «Альянс 8 марта» (шиитские Хизбалла и «Амаль» Н.Берри, христианские СПД М.Ауна и «Марада» С.Франжье). В настоящее время ПСП, вошедшее в 2009 г. в парламент по спискам «Коалиции», примыкает к «8 марта», что изменило расстановку сил на внутриливанской политической сцене после отставки правительства С.Харири.

В 2012-2013 гг. ситуация в Ливанской Республике оставалась относительно стабильной. Правительство во главе с Н.Микати проводило политику дистанцирования от происходящих на Ближнем Востоке событий, прежде всего сирийского конфликта. Деятельность ливанских властей и армии была направлена на то, чтобы не допустить эскалации напряженности, контрабанды оружия и других нарушений. В течение года предпринимались попытки наладить общеливанский политический диалог, однако, разногласия между «Альянсом 8 марта» и «Коалицией 14 марта» преодолеть не удавалось.

В г.Триполи неоднократно имели место вооруженные столкновения между суннитами и алавитами.

Силовые структуры. Наличие регулярных вооруженных сил в Ливане определено Конституцией страны и Законом о национальной обороне от 16 сентября 1983 г. Ливанские ВС насчитывают около 63 000 человек и представлены тремя видами: сухопутные войска – около 59 000 человек, военно-воздушные силы – 2 000 человек, военно-морские силы – 1 700 человек.

С 2008 года комплектование ВС полностью переведено на контрактную основу.

Полицейские функции в Ливанской Республике возложены на Силы внутренней безопасности, входящие в структуру МВД. Численность личного состава составляет 25 000 человек.

В Ливане, наряду с государственными силовыми структурами, имеется большое количество военизированных партийно-конфессиональных формирований. Острые межрелигиозные и межпартийные разногласия вынуждают лидеров противоборствующих сторон создавать собственные военизированные структуры. Общая их численность в стране оценивается примерно в 30 000 человек, в т.ч. отряды Хизбаллы (не менее 20 000 активных членов при наличии крупного мобресурса ). Данные подразделения вооружены стрелковым оружием, имеют в своём распоряжении зенитно-ракетные и противотанковые комплексы, миномёты, артсистемы малых калибров, специальные средства связи и др.

Социально-экономическое положение.

Сложная внутриполитическая обстановка в стране и гражданская война в соседней Сирии продолжали оказывать негативное влияние на социально-экономическое положение Ливана. Наибольшему давлению подверглись инвестиции, туристический сектор и внешняя торговля. Темпы роста продолжают оставаться невысокими. По данным Всемирного банка, в 2014 году ВВП страны прибавил не более 1,5%. Рост экономики обеспечивается в основном за счет субсидирования Центробанком Ливана процентной ставки по ипотечным кредитам.

Страна продолжала испытывать серьезные проблемы в сфере энергоснабжения. При потребности страны в 2500 МВ, имеющиеся мощности позволяют вырабатывать только 1600 МВ. Кроме того, работа Электрической компании Ливана (Elйctricitй du Liban) осложнялась постоянными забастовками ее служащих, которые фактически захватили здание компании и препятствовали ее нормальному функционированию. Это приводило к частым отключениям подачи электроэнергии, доходящим в некоторых районах
 до 18 часов в день.

Серьезным бременем для экономики является государственный долг, который к концу 2014 года достиг отметки 65,9 млрд.долл.США (146% от ВВП), что на 8,9% выше показателей 2013 года.

Локомотивом ливанской экономики по-прежнему оставался банковский сектор. Активы ливанских банков выросли за первую половину 2014 года на 3,4% и составили 170,5 млрд. долл. США.

Международные резервы Банка Ливана в иностранной валюте достигли в августе 2014 года 44,95 млрд. долл. США, из них в валюте - 33,09 млрд.долл, что покрывает порядка 22 месяцев импорта.

Резервы ЦБ в золоте в августе 2014 года составили 11,857 млрд.долл. США.

Доходы государственного бюджета с января по июнь 2014 года составили 4,901 млрд.долл., увеличившись на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. При этом расходы бюджета выросли на 7,8% и составили 5,735 млрд.долл. Из общих затрат 1,038 млрд.долл. переведено на счета государственной электрической компании Ливана для покрытия расходов на приобретение нефтепродуктов. Расходы по обслуживанию госдолга составили 2,076 млрд.долл., из них 1,267 млрд.долл. выплачено в счет обслуживания долга в ливанских фунтах, 0,809 млрд.долл. за долги в СКВ.

Отрицательное сальдо платежного баланса снизилось на 71,8% и составило 433 млн.долл.США.

В связи с действующим запретом ряда стран Персидского залива на въезд своих граждан в Ливан, введенный в связи с имевшими место случаями похищения иностранцев, туристический сектор Ливана переориентировался на гостей из Ирака и Сирии. Тем не менее, заполняемость гостиниц в январе-августе 2014 года снизилась на 9,3% и составила 49%.

Продолжается рост безработицы, который связан с общим снижением экономической активности, а также с серьезным притоком дешевой рабочей силы из Сирии. По данным Всемирного банка, в 2014 года ее уровень вырос до 23%.

Ливанский фунт сохраняет средний курс 1507,5 фунтов за доллар США.

Индекс потребительских цен вырос на 0,8%. Стоимость продуктов питания и напитков увеличилась на 2,6%, цены на одежду и прочие товары и услуги возросли на 4,9%.

Экономические связи с Россией.

Объем российско-ливанского товарооборота в денежном выражении сократился на 1,43% в основном за счет снижения цен на нефтепродукты, которые составляют основу российского экспорта в Ливан. По итогам 2014 г. он достиг 894,879 млн. долл. США (907,838 млн. долл. США в 2013 г.). Российский экспорт, в котором преобладает минеральное сырье (78%), составил 887,303 млн. долл. США.

Как и ранее, структура товарооборота была в основном представлена экспортом российских товаров и, в первую очередь, нефтепродуктов.

На второе место вышли «растительные экстракты», а именно зерновые: пшеница и ячмень, удельный вес которых составил 64,313 млн.долл.США или 7%.

Третьей по значению товарной номенклатурой российского экспорта стали поставки металла и металлопродукции – 5% от общего объема экспорта.

Далее следует древесина и пиломатериалы - 37,458 млн.долл. (4%).

Остальные товарные позиции (масло, жиры, бумага, картон и продукция химической промышленности) не превысили 1%.

Таким образом, на 4 товарных позиции приходится 94% всего российского экспорта.

Импорт ливанских товаров составил 7,576 млн.долл.США. В основном он представлен растительными экстрактами (44%), изделиями из пластмассы и каучука (20%), продукцией химической промышленности (11%),пищевой промышленностью (9%), электрооборудованием (5%).

Внешняя политика.

Ливан является членом ООН, ОИК, ЛАГ, участником Движения неприсоединения, Барселонского процесса, Евросредиземноморского сотрудничества.

В мае 2000 г., после 22 лет оккупации, Израиль вывел свои войска с юга Ливана, выполнив тем самым резолюцию № 425 СБ ООН. Однако Бейрут настаивает на том, что уход Израиля не может считаться полным до освобождения остающихся под израильской оккупацией территорий: района ферм Шебаа северной части деревни Гаджар. В приграничной зоне сохраняется потенциально взрывоопасная ситуация. Периодически происходят всплески напряженности вдоль «голубой линии» между Ливаном и Израилем, заключающиеся, по преимуществу, в нарушении израильскими самолетами-разведчиками воздушного пространства Ливана.

Бейрут неизменно демонстрирует приверженность всеобъемлющему ближневосточному урегулированию на основе мадридских принципов, соответствующих резолюций СБ ООН, решений Бейрутского саммита ЛАГ (2002 г.), выступает за безусловную реализацию права палестинских беженцев на возвращение и против их натурализации в Ливане. В этой связи правительством Н.Микати было претворено в жизнь принятое еще в 2008 г. постановление кабинета министров Ливана о признании государства Палестина и повышении статуса дипломатического представительства в Бейруте до посольского. Торжественное открытие посольства Палестины в Ливане состоялось 17 августа 2011 г. и было приурочено к визиту в Бейрут главы ПНА М.Аббаса.

С 1978 г. в соответствии с резолюцией № 425 СБ ООН на юге страны дислоцированы Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ). В настоящее время их численность составляет более 12 000 военнослужащих, представляющих 36 стран. 29 сентября 2011 г. Совбез ООН в очередной раз продлил мандат «голубых касок» на 1 год – до 31 августа 2012 г.

Ливан имеет прочные связи со странами Запада, особенно с Францией и США, в т.ч. через свою зарубежную диаспору.

В 2010-2011 гг. Ливан являлся непостоянным членом СБ ООН.